img

Преодолевая темноту, подчеркивая нюансы

Преодолевая темноту, подчеркивая нюансы

Куда светить

В зависимости от задач ландшафтное освещение можно подразделить на три типа. Равномерное освещение называется заливающим светом. Оно требуется у входа в дом, гараж, на площадках для отдыха и занятий спортом. При этом задействуют мощные светильники, устанавливаемые на столбах или стенах зданий. На небольших участках заливающим светом лучше не увлекаться, поскольку он визуально уменьшает пространство.

Сопровождающее освещение, как следует из его названия, служит для выделения дорожек, поворотов, лестниц, входов, подчеркивания рельефа участка. Для этой цели используются невысокие или тротуарные (встроенные в поверхность дорожки) светильники. Чтобы избежать травм, подсвечивают перепады уровней на маршрутах движения, переходы через ручьи, изгибы дорог. Поскольку одновременно с дорожками освещаются растения, подпорные стенки и т. д., результат оказывается весьма декоративным. Особенно хороши тротуарные фонари, превращающие любую дорожку в загадку.

Акцентирующая подсветка выделяет элементы ландшафта, малые садовые формы, садовую скульптуру, отдельные деревья, кустарники и цветочные композиции. Здесь находят применение светильники направленного света с разными углами распределения света, но обычно применяется довольно узкий световой поток. Как правило, их размещают невысоко от земли, а для освещения крон деревьев и кустарников — на невысоких опорах. Фронтальная подсветка с одной точки дает резкую и графичную светотень, а освещение с нескольких точек или со всех сторон, как и подсветка снизу или сверху, создает более мягкий контур. Можно подсветить объект сзади и таким образом, чтобы его темный контур выделялся на освещенном фоне. Подсветка фасадов зданий с расстояния дает мягкий свет, при этом на стены проецируются тени деревьев, кустарников и садовых объектов, создавая, особенно в ветреную погоду, сказочную картину.

Отдельное направление — водные светильники. Мягкое свечение, мерцающая поверхность воды и блики, скользящие по стенам и ветвям деревьев, создают романтическое настроение; фонтаны и каскады в лучах света выглядят очень эффектно. Удачно подсвеченный водоем в ночное время может стать доминантой сада.

Для пруда с растениями лучше выбирать модели с теплым желтовато-белым светом, который лучше сочетается с флорой. Если же вода в водоеме или бассейне прозрачная, то следует использовать светильники с голубоватым светом: он подчеркнет чистоту воды и красоту отделки бассейна. При освещении водных объектов уместно цветное освещение, но оно не должно нарушать целостность композиционного замысла. Можно выбирать контрастные или близкие цвета (желто-красные или сине-зеленые), использовать один цвет в качестве фона, а другой как акцент. Применяют и подсветку с периодически изменяющимися цветами. Очень интересный эффект создают светящиеся шары, плавающие на поверхности воды.

Дизайн света

Правильная постановка света в саду требует знаний и опыта, поэтому обычно ее проектирует ландшафтный дизайнер совместно со специалистом по освещению. Установленный в нужном месте светильник подчеркнет достоинства ландшафта, а производимый им эффект будет зависеть от формы, цвета, интенсивности и направленности светового луча. С помощью света формируется вечерний и ночной облик сада, который существенно отличается от дневного из-за смены доминант и акцентов.

При создании визуальной среды нужно учитывать, что люди чувствуют себя в большей безопасности, находясь в относительно темном месте участка, притом что его границы хорошо освещены. Нам комфортнее двигаться от затемненной зоны к хорошо освещенной. Проект освещения всегда составляют для конкретного участка, принимая во внимание расположение дома и других построек, дорожек, водоема, площадок для отдыха и посадок растений.

В основе правильно спроектированной системы освещения должно быть определенное композиционное решение. Вначале выбирают важные зрительные перспективы, например вид из окна или беседки, со стороны подъездной дороги или вдоль дорожки, а после этого занимаются построением каждой из них. Освещение объектов ландшафта и растений организуется с двумя целями — сделать их заметными в ночном саду и выявить их форму, цвет и фактуру. Дорожки предполагают движение, поэтому очень важен ритм, который создают светильники и испускаемые ими лучи света. А ряд светильников, поставленных на некотором расстоянии друг от друга вдоль длинной стены или забора, визуально сделают их короче.

Низкорослые, до одного метра, растения лучше освещать сверху, а высокие деревья и кусты выглядят выигрышнее при освещении прожекторами, установленными под кронами. При этом для подсветки больших деревьев светильники придется размещать выше человеческого роста, на опоре или стене. Плотные заросли деревьев освещают с одной или двух сторон, крону одиночного дерева подсвечивают снизу, а куст высвечивают изнутри. Топиары и стриженые растения, а также малые архитектурные формы требуют более деликатной подсветки, позволяющей выделить особенности их формы и текстуры. Хорошим решением может быть применение светильников, регулируемых по высоте, с перемещением отражателя в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Несомненное преимущество таких устройств в том, что можно изменять угол освещения и создавать различные световые композиции. Мощные осветительные приборы для сада обязательно должны комплектоваться блендами и экранами.

Разнообразные светящиеся объекты являются одновременно и скульптурами, которые должны вписываться в композицию сада. И можно, к примеру, поместить в цветнике. Спрятанные среди ветвей деревьев небольшие скульптурные светильники будут малозаметны, пока их не включат. Форма таких светильников бывает самой разной — от простой геометрической до весьма сложной и изысканной.

При монтаже системы следует надежно защитить кабель от повреждений, в особенности высоковольтный, и предусмотреть возможность отдельного включения освещения разных зон. При выборе светильников и их размещении нужно учитывать направленность лучей. Дело в том, что в темноте даже неяркий свет может быть слепящим, поэтому лучше выбирать и устанавливать фонари так, чтобы прямые лучи не падали в глаза. Лампы должны быть прикрыты таким образом, чтобы свет распространялся вниз и в стороны. Большое внимание следует уделить выбору дизайна светильника, его сочетанию с другими элементами сада и дома. Долговечность, надежность, удобство эксплуатации и обслуживания, возможность использования зимой — все эти факторы тоже необходимо учесть.

Такие разные светильники

Огромное множество светильников можно легко подразделить на группы по распределению светового потока в пространстве, то есть характеру рассеивания света от источника. Выделяют следующие: классические, сферические и полусферические, столбики (болларды), светильники отраженного света, дорожные, встраиваемые и эффектные.

Классические или парковые светильники похожи на те, что используются при освещении городских садов. Большой ассортимент моделей, среди которых есть и небольшие, от полуметра, и крупные — до 5 м высотой, дизайн же самый разнообразный. Световой поток направлен в стороны, поэтому для освещения дорожного покрытия они не годятся, зато подходят для подсветки стволов и крон деревьев, архитектурных форм и стен зданий. Из-за особенностей конструкции они довольно сильно слепят, к тому же источник света на расстоянии хорошо виден, а все окружающее скрыто в темноте. Эту проблему решают парковые светильники отраженного света, в которых луч направлен вверх, в рефлектор, будто бы листом закрывающий фонарь. В результате создается яркое, но мягкое освещение, к тому же рассеиваемое на большей площади.

У сферических светильников плафон выполнен в виде шара, а световой поток равномерно распределен во все стороны. Неудивительно, что они тоже ослепляют наблюдателя, и тем сильнее, чем мощнее лампа. Применять их в ландшафтном освещении не слишком разумно. Лучше использовать не столь «агрессивные» полусферические светильники, в верхней части которых установлен отражатель, направляющий лучи света в стороны и вниз.

Болларды представляют собой столбики простой формы, изготовленные из металла, камня или пластика, высотой от 50 см до одного метра. Лучше использовать фонари с плафонами или отражателями, направляющими свет вниз. Они хороши как элементы сопровождающего освещения для дорожек и площадок. Светильники этого типа весьма популярны сегодня в наших садах, поскольку придают им строгий и современный вид, будучи сами малозаметными.

Поток света дорожных светильников направлен строго вниз, чтобы освещать дорожку, но не слепить. Высотой они бывают от 0,5 до 1,5 м. В противоположность им, световой поток встраиваемых светильников направлен строго вертикально относительно поверхности плафона. Их можно размещать в горизонтальных и вертикальных поверхностях. На участке их мягким светом оказываются подсвечены стволы и кроны деревьев, малые архитектурные формы, ландшафтные композиции, мощеные поверхности и плоскости подпорных стенок. При этом сами источники света оказываются скрытыми от глаз наблюдателя — даже плафоны бывают не только прозрачные и молочные, но и других расцветок, — поэтому не слепят в темноте и не портят вид сада днем. В задачу эффектных светильников входит создание световых пятен на поверхностях построек и высвечивание тех или иных садовых объектов. Поэтому их световой поток направленный, обычно узкий и вследствие этого не слепящий.

Системы садового освещения рассчитаны либо на обычное сетевое напряжение, либо на 12 В. Вторые дороже, но безопаснее и экономичнее. В водоемах можно использовать только низковольтные системы. В светильниках используются различные типы ламп: накаливания, галогеновые и светодиоды. Люминесцентные (они же энергосберегающие) практически не находят применения в нашем климате, так как не выдерживают низких температур. Кроме того, немаловажна температура светильников: сильно нагревающиеся лампы повреждают растения (особенно в случае гирлянд, непосредственно соприкасающихся с ветками деревьев), в результате чего те начинают болеть и погибают.

Свет зимы

Даже в нашу слякотную зиму часто выпадает достаточно снега, чтобы завалить сугробами сад. В том числе и низкие светильники на газонах и цветниках, встроенные горизонтально среди плит мощения. Кроме того, зимние маршруты передвижения по саду отличаются от летних — фактически ограничены центральными дорожками. Соответственно, заваленные снегом мелкие тропинки подсвечивать нет нужды, а лестницы и склоны — как раз наоборот. Исходя из этих соображений, уже при проектировании следует разделить систему освещения на летнюю и всесезонную части так, чтобы можно было включать по отдельности разные группы светильников. С другой стороны, если регулярно разгребать снег вокруг низких фонариков, то они, светя из ямки, создадут атмосферу зимней сказки. Также нужно учитывать долгую осень и зимние оттепели, в результате которых участок превращается в унылое поле, покрытое отмершей травой вперемешку с намокшей землей. А лампы, светящие вниз, на посеревший газон, только подчеркивают его неприглядный вид. Поэтому лишний свет в такие периоды лучше не включать.

Есть и сезонные отличия подсветки, связанные с цветовой гаммой сада и формами растений. Летней ночью растения лучше выглядят в теплых световых тонах, которые хорошо подчеркивают пышную крону и фактурные листья. Зимой эффектнее холодная подсветка, в лучах которой снег приобретает благородный синеватый оттенок. Растения тоже становятся «холоднее», и на смену пышности и цвету приходит графика, которая особенно хороша в контровом свете.

Зимой необычайно эффектны цветные светильники. Современные светодиодные системы позволяют получать практически любой оттенок и менять его согласно программе. Садовое освещение можно подключить к системе «умный дом» и управлять праздничной феерией, не выходя на улицу. Так, при свечах, с бокалом коньяка, под треск дров в камине можно провести новогоднюю ночь, наблюдая за огнями в заснеженном саду...

Виктор ФИЛИППОВ

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru

Почта - Levika_23@mail.ru